Добро пожаловать в сокровищницу бесценных богатств - в край, овеянный богатейшей, уходящейв глубь веков историей Таманского полуострова, в край, гармонично соединивший красоту природыуникальных памятников и традиций предков, в лиманное сердце Кубани, в стихию одинокогобелого паруса, затерявшегося на морском горизонте. Синь неба, свежий, пахнущий просторамивоздух двух морей, мягкий климат, широкие пляжи, покрытые песком и мелким ракушечником,виноградники на склонах холмов, утопающие в зелени садов станицы - все это Тамань - край тепла и солнца. О славной истории Таманского полуострова свидетельствуют тысячелетние курганы. В каждом камне и разбитом черепке видны следы давно исчезнувших цивилизации и государственности.Одним из первых племен, обитавших на Таманском полуострове, были киммерийцы, воспетые Гомером и упомянутые отцом истории Геродотом. В VII-VII в.в. до н.э. Этот край заселялавеликая греческая колонизация. Блестящий список городов таинственных и прекрасных - Гермонасса, Фанагория, Ахиллейон, Апатур, Патрей, Тирамба... - лебединая песня Тамани. Яркой звездой высветила историю Таманского полуострова Тмутаракань - удельное княжество древней Руси. Страница смутных времен Тамани - половцы, монголо-татары и турки - неведомая и страшная сила, сметающая все на своем пути. И, наконец - новый отсчет времени для судьбыТаманского полуострова - это население казаков на Кубань. Сегодня Темрюкский район - это район виноградарства и виноделия, рис - посевов и рыболовства, район развития старых и строительство новых портов, район широкой сети курортов и рекреационных зон высшего класса.
Центр Таманского полуострова город Темрюк расположен в 136 километрах западнее Краснодара в устье Кубани на склонах горы Миска. Население 37 тысяч жителей. Экономика – морской порт в 4 километрах от города, сельское хозяйство иперерабатывающая промышленность. Точного определения времени образования поселения на месте нынешнего города Темрюка никто из специалистов-историков пока ещё дать не смог. Хотя есть все основания предполагать, что люди жили на месте ныне существующего города ещё во времена античности (V-III века до нашей эры). Известно, что первые упоминания о предшественнике Темрюка появились в XIII веке, после монголо-татарского нашествия. В 1239 году на месте нынешнего Темрюка монгола – татарами был заложен город Тумнев. Нынешнее название появилось позже, после того как этим городом завладел черкесский князь по имени Темрюк. В 1556 году выдававший свою дочь замуж за Ивана Грозного кабардинский князь Темрюк с помощью русских солдат захватил и разрушил Тумнев, воздвигнув на его месте свой замок Темрюк. Через пятнадцать лет крепость была захвачена турками и находилась под их властью до конца 18 века. Переселившиеся на Кубань черноморские казаки разбили на этом месте Темрюкский курень, в 1843 году ставший станицей, а в 1860 году – городом. Традиционно население занималось рыболовством, земледелием, садоводством и виноградарством. Порт, открывшейся в конце 19 века, переваливал в основном хлеб и рыбу. По архивным данным, в 1890 году в Темрюке проживало 15 тысяч жителей. Промышленность представляли полукустарные заведения: маслобойные, консервные, мыловаренные, бондарные. Насчитывалось 17 ветряных и 1 паровая мельница. Самой сильной рабочей организацией в городе считалась артель портовых грузчиков. В годы гражданской войны Темрюк дважды переходил из рук в руки, а в годы Второй Мировой войны стал ареной серьезных боев. Неподалеку от города проходила знаменитая «Голубая линия», в прорыве которой участвовало свыше 30 воинских подразделений Красной армии. В воздушных боях над Таманью в 1943 году отличились прославленные советские летчики, будущие маршалы авиации: Покрышкин Л.И., Савицкий Е.Я., Новиков А.А., Глинка Д.Б. Сопротивление гитлеровцев было ожесточенным еще и потому, что через Темрюк лежала дорога на порт Кавказ, а через него на Крым. Лишь в сентябре 1943 года немецко-фашистское войско было выбито с Тамани. 27 сентября 1983 года в день 40-летия освобождения города от гитлеровцев на горе потухшего вулкана Миска в центре Темрюка был открыт музей боевой техники под открытым небом «Военная горка». Здесь представлены стрелковое оружие, танки, самолеты, торпедные катера, ракеты (посещение с экскурсоводом с апреля по октябрь включительно). После войны Темрюковский торговый порт утратил свое значение и превратился в гавань рыболовецкого флота. Но после распада СССР и отделения мощных глубоководных портов Черноморского побережья Украины значение Темрюкской гавани вновь возросло. В конце 1990х годов Темрюк получил статус международного порта, были проведены и продолжаются серьезные мероприятия по развитию портовой инфраструктуры и увеличения грузоперевозок. Сейчас в городе насчитывается более 10 промышленных предприятий, среди них рыбоконсервный завод, молокозавод, хлебозавод, винодельческие предприятия, швейная фабрика. В 14 километрах от Темрюка проходит железная дорога Крым – Кавказ, в 19 километрах – автомобильная магистраль Павловская – Краснодар – порт Кавказ.
Мыс Панагия
Мыс Панагия (в переводе с греческого — «просвира») расположен на юго-западе Таманского полуострова, у черноморского начала Керченского пролива, в 12 км от станицы Тамань. Напротив него, посреди моря, белеет цепочка высоких и узких скал, «при заходе солнца напоминающих кильватерную колонну парусных фрегатов».
Мыс высотой около 30 м сложен известняком мэотического возраста. Это древний риф моря, состоящий из нежных скелетов колоний мшанок. По обе стороны от него берег сложен слоистыми глинами, в которых пропластками залегает гипс, тогда как цепочка скал, протянувшаяся от мыса на 1,5 км, опять состоит из мшаиковых известняков. Эти рифы, образовавшиеся в теплом мэотическом море, были затем погребены под глинистыми наносами, а в современную эпохуморе «откапывает» древний рельеф.
Береговые обрывы Панагии разрушаются не только под ударами морских волн, они подвержены и карстовым процессам.
Образование мыса и скалистых островков объясняется не столько наличием известняков (тем более что они сильно кавернозны и сравнительно легко разрушаются), сколько большой разницей механической устойчивости глины — и известняка по отношению к действию морских волн. Глинистый берег разрушается еще быстрее, чем известняк, и берег отступает с большой скоростью, оставляя в море цепочку известняковых скал.
Между мысами Панагия и Тузла 2000 лет назад существовал греческий город Корокондамма. Он давно разрушен морем, которое с тех пор «съело» 2000 м берега (в среднем по 1 м в год). На это указывают скалы среди моря, а также геологическое строение морского дна и берега.
На мыс Панагия в -прошлом приезжали десятки крупных ученых — академики Андрусов, Губкин, Архангельский и другие, чтобы лично убедиться в столь интенсивном наступании моря на сушу.
Отчего оно происходит? Как показали подводные археологические раскопки в Фанагории, проведенные В. Д. Блаватским в 1958 году, остатки древних сооружений Фанагории ныне находятся местами на дне Таманского залива, на 3 — 4 м ниже современного уровня моря. Эти находки неоспоримо свидетельствуют о том, что со времен Боспорского царства, то есть за последние 2 — 2,5 тыс. лет, произошло значительное поднятие уровня моря относительно суши или же опускание суши относительно уровня моря. Вот почему море наступает на сушу.
С мысом Панагия связаны героические события боев Великой Отечественной войны. Здесь в 1943—1944 годах стояла 743-я батарея с крейсера «Коминтерн» капитан-лейтенанта С. Ф. Сиахова, которая вела огонь по фашистским захватчикам, засевшим на керченском берегу. В честь моряков-артиллеристов на невысокой гряде, примыкающей к мысу, установлен скромный обелиск
1) просфора в честь Богоматери. 2) Круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.
3) Панагия, образ Матери Христа, созданная при жизни апостолом Лукой по канонам греческой культуры, пропала еще из Константинополя, мегаполиса древнего мира. С ее исчезновением напрямую связывают гибель Византии, теократической империи Восточного Мира.